ПОСЛАНИЕ Памяти Яна
...и вот передо мной картина мира, ОГНИ БРАЙТОНА * * * * * * * * * * * * Когда я вернусь в Китай РОЖДЕСТВО
Рудольфу Нуриеву
За тихой, за рождственской и яркой * * * ПИСЬМО ИЗ РОССИИ * * * ФЛЕЙТИСТ ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА * * * П И С Ь М О * * * * * * КОРАБЕЛЬНЫЙ СВИТОК * * * * * * * * * * * * OVERDRAFT * * * БИЛЬЯРД ДЖУДИ ИСХОД В РАССЕЯНЬЕ СУЩИМ ФАВОРИТ ФАРАОНА * * * * * * ВСЁ ТО ЖЕ В ВАС ОЧАРОВАНЬЕ POST SCRIPTUM JUST ВПОЛОБОРОТА ОБЕРНУВШИСЬ ГЕРОИ РУССКОЙ ПРОЗЫ * * * БЕСПОЧВЕННОЕ * * *
точнее карта восемнадцатого века
- лес, полный ягод и морозных звёзд.
А далее - ландшафты и широты,
что существуют только в сновиденьях,
где люди на небесных тихоходах
спектральные просторы бороздят.
И у меня был тихоход небесный,-
классической механики игрушка:
трещётки, паруса и шестерёнки,
пропеллер ржавый, паровой котёл
- всё сделано в Шотландии на славу
- припаяно, проклёпано на вечность,
и дерево обито чёрной кожей,
и над кормой решетчатый фонарь!
...со скрипом поверну штурвал тяжёлый,
в руке - путеводительная книга,
как будто манускрипт, но не старинный,
изложенный как тайное письмо:
"Мой друг, взмывая над весёлым Уэльсом,
не премини лететь на Бардси-остров,
это и есть духовная Шамбала,
великий сингапур твоей любви.
Попутные ветра используй смело.
Там есть маяк, часовня,заповедник
редчайших птиц (вот перечень их видов -
читай его неспешно, как стихи)"...
И розовым цветёт рододендроном
ландшафт скалистый, странный, иноземный,
я свой маршрут сверяю только с сердцем,
храню надежду, веру и любовь.
Бывало, встретишь в облаках созданья
столь дивные, что речь теряет силу -
они же Духи, принявшие облик,
и потому споспешествуют нам.
Направо посмотри - как будто свечи
горят в заре вечерней минареты,
мозаичное небо как сверкает!
Запоминай Восток своей любви.
Взгляни направо - там тяжёлым свитком
свернулось небо. Ангела четыре
стоят на четырёх углах Земли:
"Не делайте вреда земле и морю,
ни деревам, покуда не положим
печати на челах рабов своих"... -
вдруг голос был.
Штурвал с привычным скрипом
я поверну. И снова колокольцы на
деревянных крыльях прозвенят.
Опять передо мной картина мира,
точнее, мира нотная бумага -
ландшафт знакомый, но как будто новый,
всё новое - и небо, и земля!
Навстречу мне летят суда иные -
приветствуют, сигналят и сверкают.
Среди светил стоит регулировщик.
Над бездной светит ржавый семафор.
Теперь взгляни: на атомы и кванты
всё раздробилось. И на тихоходе
мы будем вечно бороздить просторы,
мы будем Вечность славно проводить!
Мой друг, я в прошлой жизни был поэтом,
я также путешествовал немало
и до сих пор скучаю по ландшафтам
Шотландии и Англии своей,
когда-то также по дорожкам Уэльса
мы гнали мотоцикл счастливой парой,
под парусом мы обошли Европу,
и остров Мэн нам зажигал маяк.
Я был красив. Моими же глазами
смотрели звёзды на других влюблённых,
но все следы мои волнами смыты,
и ветер разбросал мои стихи.
Теперь же принимай штурвал смелее!
Ковчег наш малый к вечности несётся,
ты видишь ослепительные дали,
но в книгу путеводную смотри -
там радуга и облака, и звёзды,
друзей улыбки и сердца живые,
глаза любимых...Поверни правее
небесный тихиход - вон синева
над Ярославлем и небесным Псковом,
и светлый дух обнимет всё крылами.
Ты видишь, смерти нет. Мы снова вместе.
Смелее поворачивай штурвал...
Горят лампады в ресторанах,
горят на улицах лампады,
сквозь клювы крашеных туканов
пью экзотические яды.
Снежок над набережной сыпет,
снежок над Брайтоном кружится,
нечистый дух войдёт и выйдет,
а Чистый Дух взлетит как птица.
И мы как будто понимаем,
что ничего уже не будет,
я с Богом в шахматы играю,
рукою двигаю орудья.
Светает. Рождеством увенчан
мой новый мир в слезах опала-
терновый венчик, звездный венчик-
какая честь! Какая слава!
Химеры, маги, чародеи
омрачены тяжёлым знаньем,
и в сквере мраморная леди
сто лет сидит за вышиваньем.
Длинною в жизнь мой поезд длинный
летит на свет в конце тоннеля,
и катятся как мандарины
огни старинного отеля.
Сей город полон сновидений,
аллей, театров, винных ягод -
его бы пропустить по Вене
и поменять местами с Прагой.
Турист какой-нибудь усталый
пройдёт и даже не заметит
как дивно выросли кристаллы
и повзрослели наши дети.
...а я твои целую руки,
твои я обнимаю плечи,
но смерть под маскою кабуки
не разумеет русской речи.
И Рождество совсем как осень,
как будто осень бесконечна,
слова и винных ягод гроздья
разбавлены водой аптечной.
Горят лампады в длинных залах,
горят на улицах лампады,
но слышно в самых странных странах
как бьют кремлёвские куранты.
За антикварною витриной
переодели манекенов,
и в небе с красною рябиной
светлеет лик Отца и Сына.
В небесном Брайтоне индийском,
в небесном Брайтоне лапландском
снежок играет серебристый,
и будут музыка и танцы,
но мы прекрасно понимаем,
что ничего уже не будет -
Росссия где-то за Китаем,
буддисты Будду не разбудят.
Горят лампады в длинных залах,
горяд лампады в тёмных скверах,
дизайн родного "Занзибара" -
совсем печерские пещеры,
потом плыви в ночной Кемтаун
как бы на лодке тростниковой,
и я там был, и я там плавал,
но никому о том ни слова,
и где-нибудь в "Бульдог-таверне",
в мерцанье нильсонской аптеки
с душою заговор тюремный
о преднамеренном побеге.
Здесь в заколдованном эфире
испорченные телефоны,
от запаха такой полыни,
такой полыни похоронной
напьёшься тьмы и терпких лилий,
луны и красного напитка,
но мне дороже всей России
твоя смущенная улыбка.
И может быть, я жив тобою
в весёлом Брайтоне горячем,
где ходит с длинною свечею
в костюме Арлекина мальчик.
* * *
Проплывая меж людей,
ничего не замечая,
странный мальчик из Шанхая
всё несёт виолончель,
для меня уже звучат звёзды,
сферы и соборы,
и в глубинах потаённых
тускло вспыхивает Ад.
Он ныряет средь людей
славной лондонской планеты
и горячие монеты
собирает с площадей.
Как из детства тёмный сон
музыка его и образ;
пью за стойкой терпкий гордонс.
Жизнь мою играет он.
Может, только для меня
он играл, не уставая,
мальчик из какого рая,
из какого бытия...
Я уйду как всё проходит,
изломает ветки осень,
и на белом пароходе
не приедут наши гости.
Запоздалые подарки
для кого лежат в гостиной?
Выпью водки, водки "Старки"
с незнакомым господином
в этом доме опустевшем
и уже опустошённом.
Листья, письма обгоревшие
закружились над перроном,
и в тоске невыносимой
так горит невыносимо
то ли красный, то ли синий
тот фонарик над Россией.
...но сквозь утро дождевое
в сад с намокшей резедою
я войду неслышно.
Будет много вишни.
* * *
Приди с Востока,Равви,
всели в другой оазис!
На улице Карнаби
я покупал каннабис.
С трофеями Вудстока
и сам себя забывший
по ржавым водостокам
я протекаю с крыши.
Не в белые одежды
оденешь на рассвете,
но есть ещё надежда,
ведь жили мы как дети,
ведь жили мы так просто
и, может быть, бездарно,
тогда снимай колёса
с чужого шарабана.
В дождливой чёрной коже
и бронксовских ботинках
перед тобою, Боже,
душа моя пушинка,
и ангел с саксофоном
как на размытой фреске,
над Нельсонской колонной
в пилоточке армейской.
Смеются проститутки
из красного пип-шоу,
а лебеди и утки
летят к родному дому -
в Россию, к Верхней Волге,
в угодья и урманы,
а я плыву по водке
весёлым шарлатаном.
Впиши меня в другие
ландшафты и пейзажи,
переведи на хинди,
и на пенджаби даже.
Приди с Востока, Боже,
во всей Вселенской славе,
под загорелой кожей
как полыхает пламя!
Не выйду, а предстану,
такой смешной и дикий
и свежие, как раны -
две терпкие гвоздики.
1993 LONDON
Лифт уезжает. До свиданья.
В открытом небе тишина.
Душа без имени и званья
вся осенью озарена.
В саду камней, обняв колени,
на догорающий закат
смотрю с надеждой в воскрешенье
всех арлекинов и солдат.
Когда в Венеции небесной
на старой лодке поплывём
под кипарисовое детство,
ты скажешь: -Мы опять вдвоём.
Ты скажешь: -Осень. Лодка.
Небо и птица в радуге. К тебе
бегу из детства в старых кедах
по выгоревшей той траве.
Какого я искал ответа?
Нет цели. Даже в голокост
я буду собирать по свету
разбитые бутылки звёзд.
* * *
Может, я увидел слишком поздно
осени блуждающие звёзды,
я ещё такого не видал,
точно я под изморозью мозга
тридцать лет выращивал кристалл.
Слишком ярко, ясно и морозно.
Звёзды ближе. Иней на губах,
только иногда горячим воском
капал в осень чёрный Патриарх.
Вызови мне лифт. Я уезжаю.
Я всё понял. Страшно мне чуть-чуть,
кукольник из ящика Китая
выпустил блуждающую жуть.
Может, я увидел слишком поздно
осени танцующие звёзды,
точно фараонов перелёт:
золотые, яшмовые гроздья
под ноги мне падают, на лёд.
Я не встречусь больше с Леной,
но заметят рыбаки -
город под морскою пеной
зажигает огоньки,
там танцуют в тёмных барах,
пьют старинное вино,
в дальних странах,
странных странах
не снимается кино;
клоуны и привиденья
флаги белые несут...
Вызови мне лифт последний
и такси на страшный суд.
ОТРАЖЕНИЯ
отражение твоё
сквозь сваровских камер линзы
отраженье в водах темзы
зарябившее твое
так повеет из зеркал
пляжем зеленью морскою
выбросит слепой волною
атлантический кристалл
манекены всех витрин
чью копируют улыбку
этот детский профиль зыбкий
знаю только я один
заблудился в ветерке
мальчик с серфингом на темзе
татуированный вензель
засинеет на руке
беспорядок снов моих
в индии шаре хрустальном
белой магии вербальной
академия двоих
это опиум луны
вся энергия кристалла
и китайского квартала
золотые сандуны
чуть размытое твое
отраженье в темных водах
в клубах и ночных притонах
загулявшее твоё
это взгляд сквозь облака
нега в опиумных спальнях
пена дней газет скандальных
и игрушки моряка
отвяжись уйди отстань
убери свои приметы
в дебрях лондонской планеты
твой не действует хрусталь
это твой из тишины
взгляд уже чужой как будто
все мосты разведены
мутно
В цветах гелиотропа,
в порывах андрогинных
тупею крутолобо
от водки и ангины.
Нет больше силы, мальчик,
сняв теннисную сетку,
в Россию жёлтый мячик
послать ударом метким.
* * *
Мне снились чёрные лакеи,
катились белые рояли,
а мы с тобою постарели,
купили свитер в Монреале,
и этот золотистый свитер
с наивным золотым листочком
вином закапан, невоспитан
и рвётся в клочья, рвётся в клочья.
Прокурен крепко, пахнет псиной
и намагничен светом лунным,
зачем под тёплым кокаином
он видит мачты и лагуны ?
Когда я вернусь в Китай
зажгут бумажные лампы,
ядут на свой трамвай
старые эмигранты,
тихо уйдут во тьму
юноши в белых шортах,
может быть, на войну:
ласточки на погонах.
Крашеный попугай
заговорит по-русски.
Будет немало музыки,
когда я вернусь в Китай.
* * *
Луны, шиповника и мёда,
игрушек старых к Рождеству,
из детства потайного хода,
собаку, кошку и сову,
ботинки старые и звёзды,
и слёзы счастья и любви,
и Волгу, и дожди, и грозы,
и всё что можешь возврати.
Сирени влажной, безнадежной
в старинной вазе. Боже мой,
весёлый поезд сквозь таможни
трубит под зимнею луной,
ёщё шаров, ещё хлопушек,
всех арлекинов, всех моих
забытых, брошенных, ненужных
в последних листьях золотых.
звездой идём, несём свои подарки
по вымершим пустыням, по горам,
и нет у нас навьюченных верблюдов,
ни ладана, ни золотой посуды,
а так , стишки, печали, всякий хлам:
поношенный костюмчик Арлекина,
два надувных проколотых дельфина,
вино и розы, рваный барабан.
Мы трепетом и радостью объяты.
Уже горят последние закаты.
Прости нас, Боже. Господи, прости.
Вот мы в слезах и бусах пред тобою в
размытом гриме, с разведённой кровью,
серебряные туфельки в грязи.
И может быть, с судьбой балетных кукол
уйдём мы в золотую тьму под купол.
Прости как можешь. Господи, спаси.
Рождество 1992 Йорк
НА КОГО ПОХОЖ АРЛЕКИН
Я стал собой и объездил весь мир,
испробовал сотни вин,
но так и не понял: ну на кого,
на кого же похож Арлекин?
Вы скажете: это был звёздный тир
и ты облетел весь мир,
но ты остался опять один,
где же твой Арлекин?
Мой Арлекин в лоскутках цветных
вприпрыжку бежит за мной,
и он с облаков мне срывал цветы
бумажной своей рукой.
Один и тот же стоял манекен
у европейских витрин,
среди сигнальных огней, сирен
юродствовал Арлекин.
А я всё смотрел бы в твои глаза,
смотрел бы я и молчал.
Слова всё вертятся: дождь, гроза,
шиповник, фонарь, причал.
Не расскажет Байрон о Байроне,
но расскажет Найтов о Найтове
как расскажет Бог о себе
в рукописи вольной и найденной,
вымокшей в осенней траве.
В синей спальне лампа погашена.
Ночь тепла. Игрушки разбросаны.
По стене кораблик плывёт,
и толпою святочных ряженых
в сон бежит детей хоровод.
Есть в саду последние яблоки
и рябина красная-красная,
и крыжовник в холоде звёзд,
утром - Богородица в радуге,
почему так сладко спалось?
Не писал бы Найтов о Найтове,
не летал бы коршун за коршуном,
не поймать себя самого,
а на снимке мальчик с мороженым
смотрит далеко-далеко...
ТРЕТИЙ ВСЕЛЕНСКИЙ ПЕРЕЛЁТ АРЛЕКИНОВ
Фанерные свои аэропланы
к России направляют арлекины,
летят они среди ночного блеска,
стеклянных лун и радужных шаров;
плащ в синих звёздах
с шёлковой подкладкой
по ветру льётся.
Жизнь бродвейским шоу
им кажется, но тянет их домой -
в картонных музыкальных самолётах
кружить над золотыми куполами
и надувные яркие игрушки
в фонтаны и на площади бросать.
И странен этот перелёт, и дивен.
Так дивен, что и сам я удивился -
в расцвет воздухоплавательной эры
пора и мне купить аэроплан.
Куда в такую темень-непогоду
пилот замерзший огоньки считает:
вот статуя Свободы, вот Биг Бен,
а вон гирлянды Эйфелевой башни,
и до Кремля совсем рукой подать.
И плачут, и смеются арлекины,
картонные свои срывают звёзды,
им не нужны ни паспорта, ни визы,
у них одно призванье - арлекин.
Я жду твоей улыбки. Даже грустной.
За чепуху мою, за бред и глупость,
за неспособность обживать пространство,
за жизнь пустую, клоунскую жизнь.
Но ведь расскажешь повзрослевшим детям,
что прилетят когда-то арлекины
с подарками, в фанерных самолётах.
Да, прилетят. Конечно, прилетят.
Всё облака, равнины и неровности,
уж выгорели ленты на венке,
а парохода крашеные лопасти
всё шлёпают по Волге -по реке.
Какие-то огни, печали, дождики
и города, и люди , и река,
приедут на каникулы художники,
и всё равно смертельная тоска -
печали, сны и прочее безвременье,
на площади давно заглох фонтан,
читаю в третий раз "Анну Каренину",
и осени накапало в стакан.
Идёт по глади пароход из Мурманска -
флажок, фонарик, чайки над кормой,
навстречу гроб из города Безуменска -
везут три фляги со святой водой.
На набережной ветер бьёт в полотнища,
мне всё равно какой над нами флаг,
сельхозмашина с инструментом колющим
продребезжит под ритм пиздец-хуяк.
Я не пишу тебе даже на праздники,
пишу только в ментовке на квитке,
и этот город, спившийся и грязненький,
не выжечь как наколку на руке.
Да пропади всё пропадом. Всё гнилостно,
и даже вишни вымерзнут зимой,
но сколько есть ещё у Бога милости -
плывёт кораблик.
Чайки над кормой.
ПОЛКОВНИК
Полковник ордена наденет в спальне,
окно раскроет, соловья увидит,
лицо его как будто посвежеет,
и девочка семнадцатой весны
спросонья скажет:
- Что же Вы, полковник,
окно раскрыли...
ордена надели....
какой смешной полковник у меня.
Полковник с равнодушными глазами,
забыв побриться, выйдет в свежий сад,
не то чтоб освежиться, продышаться,
а просто так.
Устал.
Устал.
Устал.
И зайчик солнечный
на золотом погоне. ...
и он тяжёлый портсигар достанет,
и постучит о крушку папиросой,
и всё-таки забудет закурить.
Вдруг, как больная птица, встрепенулся,
когда вослед смешливая девчонка кричит:
- Полковник, эй, полковник,
где Ваш полк?
........................................................................
Полковник пьян.
Полковник пить привык.
Полковнику давно никто не пишет,
и осени горячий медный бык
табачным перегаром в окна дышит.
Полковник пьян.
Полковник будет пить.
Случайно в спальне опрокинул лампу.
Он приказал до полшестого жить
и переставил кресло на веранду.
В саду гуляет сон-орангутанг,
убитый часовой идёт по следу.
Полковник пьёт.
Полковник льёт в стакан
за Родину и, всё-таки,
Победу.
Лошадка с чёлкой заплетённой,
лошадка с грустными глазами,
лошадка, где твоя корона,
где Вы корону потеряли?
Позвольте мне пожать копыто,
обнять изящнейшую шею -
вот так же просто и открыто
я быть собою не умею.
* * *
...и светел путь. В морозных осень звёздах.
Олени всё, осины и рябины,
крестины, свадьбы, рюмки на подносах,
а у меня лицо из пластилина.
...сады конечны. Бесконечна осень
и рощи, и петровские фонтаны,
медведи всё, лисицы, зайцы, лоси,
а у меня открылись раны, раны.
...места грибные. Заповедны дали -
то бурелом, то бор, то редколесье,
укрыть всё это не найдётся ткани,
а у меня уже не хватит песни.
Всё для тебя, но мы устали очень
Как воздух сочен! Сочен и смолист.
Я на часы взглянул и понял - осень.
Сыграй нам осень, маленький флейтист.
Как пусто здесь. Лишь лунная позёмка
сухие листья с пылью пронесёт,
но счастлив тот, кто с чистотой ребёнка
смолистый воздух через флейту пьёт.
Дай мне любить сейчас неутолённо,
мерцай во мне, осенний тёплый свет,
что ты мне шепчешь ласково и сонно?
Открой ещё какой-нибудь секрет.
Ты за садовой завитой решёткой
остался в детской памяти моей,
а в голове пчела высокой ноткой
блуждает день и ночь,и ночь и день.
Всё для тебя. Но мы устали очень.
Как воздух сочен. Сочен и смолист.
Вдохни поглубже - в кровь вольётся осень.
Сыграй нам осень, маленький флейтист.
ЛОРЕЛЕЙ ЛИ
Это огни как в ночи, как вдали
именем вспыхнут Лорелей Ли,
солнечным утром все соловьи -
Лорелей Ли, Лорелей Ли,
старый таксист, к нашей бухте рули,
ливень обрушился - Лорелей Ли,
я умоляю, отстань, не зови,
Лорелей Ли, Лорелей Ли.
Жизнь моя вечная песня любви
Лорелей, Лорелей, Лорелей Ли.
Мы вместе пьём вечернее вино,
в саду мерцают яблоки и свечи,
и если вновь родиться суждено,
оставь со мною память этой встречи
.
Быть может, тёмный сад в иные дни
во всей вселенной пышно разветвится,
всё создано из света и любви,
и никогда не кончится страница.
Простите мне, что забываю слог
привычный, становясь чужим и диким,
я раньше думал, что казнящий Бог
на тёмных досках пахнет земляникой.
Я Вас люблю. И только. И всегда
я буду Вас любить и беспокоить
ночным звонком отсюда - в никуда,
с огнями золотыми над рекою.
Мне кажется, я прожил сотни лет
и много жизней с Вами, только с Вами,
ведь даже Дух как лучезарный свет
под разными приходит именами.
Я Вас всегда задерживал в дверях
на грани темноты, дождя и града,
но у Вселенной где-нибудь впотьмах
ещё горит последняя лампада.
ДЕКАБРЬ НА КИПРЕ
Декабрь на Кипре. Ветер и полынь.
Я не хочу морозных сладких яблок,
я выйду к морю в утреннюю стынь,
где ветер крыши рвёт цветных палаток.
Остался час до тёплого вина
с гвоздикой, солнцем, детскими слезами,
и жизнь чужого праздника полна,
обложенная красными флажками.
Пить не с кем года два. Но ведь идёт
мой броневик, пусть тяжело, со скрипом,
а всё-таки чудесный перелёт
у чёрта на спине Россия - Кипр!
Мне серые бы пиджаки носить,
шпионить потихоньку для госдепа,
чем утолить, заполнить волчью сыть,
уже давно сожравшую полнеба?
На Кипре сплин, покой и пустота,
читаю Откровенье Иоанна,
и жизни ритм как оборот винта
у падающего аэроплана.
Почти в аду,
почти в дыму
пью сизый гордон,
за черным кэбом я во тьму,
в подводный Лондон.
С химерами бы мне сидеть
во тьме собора,
плести бы огненную сеть,
творить раздоры.
Но кто мы здесь, да и зачем -
два иностранца,
ночь, саксофон,
вельвет и крем,
танцор без танца.
Жокейский хлыстик и седло,
скрип чёрной кожи,
какое пили вы вино
в масонской ложе?
А я давно сошёл с ума
от этих скачек,
но так задумана
судьба - я стал богаче.
Печальный ангел просквозит
в полночном клубе
и обратится в малахит
моё безумье.
Пусть пьёт апрельское вино
мой грустный мальчик,
идёт титаник наш на дно,
а как иначе?
Все други вышли из игры,
и мне не поздно,
но я привык сжигать миры
и вешать звёзды.
Я уезжаю в листопад,
и в этом танце звезда,
слезинка, бриллиант
дрожит на пальце.
В конце тоннеля яркий свет
других отелей.
"Я возвращаю Ваш портрет"-
поют метели.
ГОРОД СФИНКСА
Я мальчик, я заснул осенним сном,
и спит любовь во мне с улыбкой Сфинкса,
ей снится город под цветным зонтом,
библиотека, сосны и провинция,
губерния, трубящий паровоз,
военные оркестры, голубятни,
полковник лечит печени цирроз
немецкою слезой гомеопатии;
там хорошо и на похоронах,
там просто хорошо и много света,
а осенью приедет Патриарх
с былой заметной выправкой кадета.
А я ботаник, я почти дурак
в нелепых ботанических ботинках,
над домом виснет нидерландский флаг,
и граммофон четвёртый год в починке,
китайцы продают вино и щёлк,
а шляпы присылают из Парижа -
в той жизни был какой-то свежий сок,
как будто даже небо было ближе.
Все эти звёзды, осень, фонари
мне брызжут в сон неоном, акварелью,
плывут в ночной сирени короли,
а Патриарх укрыл меня шинелью.
В старом зеркале уголок сада с шиповником,
за зеркалом я спрятал бутылку вина,
ещё не осень, но уже не лето:
междуцарствие.
Письмо из Берлина пятьдесят третьего года,
пластинка Вадима Козина
запилена в доску и шипит:
Когда простым и тёплым взором
ласкаешь ты меня,
мой друг,
необычайным
цветным узором
земля и небо вспыхивают вдруг.
Позолоченный жук на кожаном ремешке,
мятая солдатская фляга с водой из родника.
ПРЕЗИДЕНТУ НЕ ДАЮТ РАБОТАТЬ - говорят по радио.
А мне мешает работать
слон в военных татуировках,
скелет почтальона в красных перчатках
и т.н.летучие обезьяны,
прилетевшие из Заира,
чтобы воровать мои яблоки, мою черешню.
Есть ещё сундук с детскими страхами
и набор сексуальных фантазий:
к чему не прикоснусь -
всё обращается в фаллический символ.
Наверное, поэтому люблю собирать грибы.
Кстати,
письмо я ещё не читал.
Подожду ещё года два.
СКАРБОРО
Ночной портье не слишком ли был молод,
чтобы служить простым ночным портье?
Я, слава богу, знаю этот город
и как специалист татуировок
заметил треугольник на плече.
Мой город странный,
Скарборо соборный,
отель старинный
и ночной причал,
два педа с кокаином,
дом игорный
и, в общем,
сатана здесь правит бал.
Осенний алкоголь.
Что там в России?
Вдруг память, как игральный автомат
сдаёт всю мелочь. А на литургии
хор мальчиков сопровождает в ад.
Мне говорят:"Титаник"- джин и тоник,
континентальный завтрак, и меню
а ля картэ, но если алкоголик,
то можно не просохнуть к октябрю.
Что ж, зацветём и заблогоухаем,
до свадьбы месяц - можно и в заплыв,
пока бастуют негры на Урале
и поезда пускает под обрыв.
Здесь остро пахнет зеленью морскою,
как терпко, странно я люблю тебя
- так золотой фонарик под водою
зажёг тот, кто не спасся с корабля.
До русского ли Рождества, когда так гладко
мой пароходик белый - к Нидерландам,
к Ван Гогу, солнцу, старым медным лампам,
судьба, судьба, смешная гувернантка.
И снег пойдёт. И будет рваться шарик
из рук моих. А снег пойдёт так тихо,
как выцветшей шарманки сонный валик -
одно и то же. Скучная музыка.
Одно и то же, друг, одно и то же,
в какой пейзаж я только был не вписан,
но смелый мальчик в золоте и в коже
завидовал бы патриаршим ризам.
И знаешь, точно русский чёрт со скрипкой
бежит за мной по набережной лунной,
лицо своё леплю из пластилина,
и день неуловим как шарик ртутный.
Вот лёгкою походкой вдоль канала
идёт поэт, который был поэтом,
но всё равно - привет из Амстердама,
с забытой улетающей планеты.
МАЛЬЧИК ИГРАЕТ ИГРУШКАМИ
Мальчик играет игрушками.
Игрушки играют мальчиком.
И бьются кусты смородины
в зеркале золотом.
Не то, что придумал Лермонтов,
но Тютчев приходит с ласточкой,
но я-то люблю Державина -
ему передам пион.
Здесь был кто-то точно выпивши,
принёс виноград и яблоки,
но я-то люблю Державина,
а гость себя не назвал.
Можно я буду кем-нибудь
или, хотя бы, чем-нибудь,
хотя бы как зайчик солнечный
скользну по следам твоим.
Да вот ещё зайчик солнечный,
а можно я буду... Господом?
Тогда я тебя придумаю
и будешь всегда со мной.
Придумаю я Голландию
с размахом во всю Вселенную
с Кремлями и динозаврами,
с глазами и под зонтом.
Прости меня, ночь с игрушками,
прости меня, Тютчев с ласточкой,
зачем разбудил Державина
не помню в какой стране.
Чистым Духом крещён и выкупан
в небе тёплом живом и в ратушах,
этот город для нас был выдуман-
амстердамские Нидерландыши.
Белый город, искомый, найденный,
обретённый, давно обещанный
на планете Андрея Найтова,
всё познавшего, кроме женщины.
Это небо не заштриховано
ни дождями, ни жирным грифелем,
это небо нам уготовано -
небо новое старым жителям.
* * *
Пишу давно на языке,
которого не понимаю,
но мальчик с веточкой в руке
плывёт к небесному Китаю,
плывёт фонарик по воде,
плывёт как будто из России,
а я три года на кресте, и
мне ещё невыносимей,
уже давно трещат по швам
моя природа, плоть и слово,
точнее, я себя сожрал,
совсем невинного такого.
Мне в небе пагода звенит -
все колокольчики Пекина,
там полируют малахит
и сочиняют сон с жасмином.
Ты будешь там, среди меня
как ученик в слезах и бусах,
в горящей тоге короля
и бронксовских тяжёлых бутсах.
Я сам смотрел в хрустальный шар-
осенний сумрак золотистый,
где смерть мигает. И шуршат
почти как шёлковые листья.
Болезнь моя морская,
боязнь моя земли,
до древнего Китая
построим корабли,
снарядим снаряженье
и повезём товар
в созвездие оленье,
в небесный Занзибар;
осенней инфлюэнцы
военные слоны
плывут как иноземцы
с Ростова до Луны,
плывут ладьи Эллады
и ботики Петра,
вплетаются канаты
в попутные ветра,
звенят с морозом звёзды
как Сергиев Посад,
и мне ещё не поздно
идти на парусах,
и мне уже не рано
поверх застав, засад
уплыть без капитана
в высокий зоосад.
Не страхи со свистками,
но боль Всея Земли
стучала молотками,
строгала корабли -
сосновой рощи мачты,
берёз карельских твердь,
и пишет письма мальчик
из Петербурга в Тверь,
плывёт ко мне из детства
кораблик из коры,
достались мне в наследство
горящие миры
как шары новогодние,
как гроздья икры,
развешанные на осенних деревьях,
летящих без парусов.
Но я найду штурвал в этом доме,
полном музыки, луны и старых игрушек,
разбросанных на паркете.
По стене плывёт парусник.
Денис Белкин уезжает в Занзибар.
Ливерпуль 1993
Б Р О Н К С
Я скажу, что южный Бронкс
как прокуренные бронхи,
я в него зубами врос
(платиновые коронки),
и на бритой голове
выколоты львы и змеи.
Хорошо лежать в траве,
обнимать твои колени,
как росу, пить гордон-джин,
в облака стрелять на крыше
и взрывать, как ассасин,
исторические ниши.
Кожа, цепи и свисток,
звон бутылок, нож под коркой,
гардеробный номерок
выпадет на кафель морга.
Надевай смелее, мэн,
золотые рэи-бэны,
южных бронксов супермен
(перламутровые вены).
<май 1991 Нью-Йорк>
Жить осталось на краешке,
но живут и на краешке -
в пропасть кидают камешки,
жуют китайские шанежки.
ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ
Луна опускается на дно океана
бьет в барабан астроном
мальчик трубит в ракушку
и дети на гигантских стрекозах
летают в весеннем небе
а я глазами азиатскими дикими
смотрю на небесный БРАЙТОН
и пишу на песке
БРАЙТОН = ЛЮБОВЬ
ЛЮБОВЬ = БРАЙТОН
скоро закончится ферментация моей личности
и я продиктую повесть
о дикой луне
о шиповнике
колониальных слонах
и конечно не забуду
про надувного оранжевого крокодила
выпиваю шесть пинт ирландского эля
кокни-парнем
мне почему-то хочется поцеловать
татуированного скорпиона на его левой груди
черные кэбы трубят сквозь осень, Джайлз
глаза оленьи глубоки
и в песнях шотландских спит Лермонтов
английские мальчики плаксы и неженки
к тому же в публичных школах
их учат не только риторике
так говорил бармен или бар-стюарт
один скотч один бурбон и одно пиво
это блюз
но вдруг понимаешь
что судьба одного русского человека
написана под диктовку Божьего клоуна
и что вся жизнь
всего лишь ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ
Сквозь смерти глубину смотрю -
как будто золото расплескано,
дом с витражем и арабесками
плывет в шотландскую зарю,
ты сквозь шиповник в темь судьбы
смотрел оленьими глазами,
но гирям с медными весами
твоей не взвесить головы,
в гостиной ржавое копьё
и тень Святого Христофора,
а запах роз и хлороформа
летит с тобой в небытиё.
Побудь со мной, не уходи,
диктуй своё повествованье,
и этим скорбным утром ранним
всё растворяется в любви.
* * *
Что Господу до тлена моего?
Окончен бой.
Уходят в рай солдаты.
И все мои награды как стигматы -
терновник и осеннее вино.
Еще была распахнута калитка
в опустошённый сад. В той тишине
простой рябины
тихая молитва
мне самому напомнит обо мне.
Ошибка памяти. Ошибка.
Ошибка памяти моей.
На рукаве твоем нашивка
и монреальский соловей.
В горячей трубке телефонной
мне птицы райские поют.
Канадцы с веточками клёна
идут толпой на Страшный суд.
* * *
среди видений полудымных
среди тропических растений
и длинных в темноте бутылок
разбитых ампул и созвездий
и затонувших кораблей
я жил простой и тихой жизнью
когда рождались умирали
справляли праздники и тризны
тела и имена людей
я знал двух-трех из прошлой жизни
с одним особенно был близок
других я просто знал в глаза
среди садов с ландшафтом рая
в банкетных залах и притонах
в соборах и фамильных склепах
в одном не лучшем из миров
среди комет летящих низко
и пирамид стоящих вечно
сверяя свой маршрут по звездам
веду свой путевой журнал
The night will burst with hail, and the rain
Will pour down like sayings from the cabbalah,
While autumn carries slender glasses
Filled with hot amber.
A dufferent, brightly coloured wine
The harlequins once
brought me,
With stars and rubies all inside it,
And ships sinking down to the bottom.
Like under a chimera's wing
I sit along next to an ancient book
where three pages of wild strawberries
Are blooming under a bronze cross.
I am adept and hence I know the magic
Inside the sealed sea bottles and under the roots -
But you have called it all
Boyish pranks and tomfoolery.
I might be going down to Hell
Through the dark windowless wells
And there I kiss Demon himself,
Dictating a tale amid falling leaves.
* * *
Город в осени был,
лейтенант, генерал или кто,
сам влюблён по глаза. За такие погоны
и бровью не вскину.
За такие медали, чудак,
и курортный роман
как дешёвку, бестселлер не стану -
такую ляпню и малину
покупают любовницам клерки.
С улыбкой пройди
знаменито-советской,
армейской, плакатной
и что там
шевельнётся в штанах
или стукнет в геройской груди...
Не пора ли на родину?
Выпейте перед полётом.
Красиво в ад летел Нуриев
в костюме фавна золотом,
Нижинского боготворили,
а он отправился в дурдом.
Все начиналось так неплохо,
закончилось в другом огне:
без роз, без Родины и Бога,
с кредитной карточкой в руке.
Моя нечаянная грусть.
Морозных звезд свисает гроздь,
и от Ростова до Твери
звенят цветные фонари.
Трубит веселый паровоз,
но самых красных, свежих роз
в последний раз хотелось мне.
Я жил когда-то в той стране.
Смешалось всё давным-давно:
стихи, апрельское вино
и с ливнями, наискосок -
морозных звёзд лимонный сок.
Под свежим лаком школьных парт
я различаю силуэты
друзей, играющих в
бильярд, дымящиеся сигареты,
и я беру кленовый кий,
осенней оптикой играя,
все разноцветные мелки
по карте мира растирая,
и на зеленое сукно
летели листья и записки
из черно-белого кино,
где говорили по английски;
я все-таки сниму очки
и выйду по сырой веранде
в сад, где ломаются смычки
с сиренью в оркестровой яме,
шумит горящий листопад,
и дождь стучит по школьным партам,
ночные игроки в бильярд
опьянены сиропом мятным,
и мел крошился по сукну,
тяжелый шмель меж стекол бился.
Друг утром уезжал в Москву
за сутки до самоубийства.
По аллее рядом с пляжем
прозвенит трамвайчик старый;
Джуди, что мы Богу скажем?
Только надымим сигарой.
Пляшут огоньки над бездной,
ходят яхты в Нидерланды,
только в Брайтоне небесном
пропадают все таланты.
Джуди, точно на экране
я увидел бесконечность жизни,
но сквозь шторы спальни
нам проблескивала вечность.
По аллее, по аллее
на трамвае, на трамвае
мы страну Гипербореев,
обнимаясь, проезжали:
фонари, кристаллы, мрамор,
театральные колонны,
осень как цыганский табор.
Джуди, где твоя корона?
Это маленькое тело
пахнет морем и цветами,
город из цветного мела
размывается волнами -
Брайтон светлый, сновиденный,
не отмеченный на картах.
Афродита стала пеной?
Это Джуди в бриллиантах.
Кто подмешивает звезды
в наши крепкие коктейли?
Осенью последней, поздней
мы хрустально протрезвели
и летим как арлекины
на хвосте своей кометы,
замороженной рябиной
заряжаем пистолеты.
Осень нашу, наши книги
не найти в библиотеках,
как в одной из тысяч мидий -
все сокровища ацтеков...
Тяжёлых риз легка мне тяжесть
в венках из троицких цветов,
осеннего кагора пряность,
истрёпанный молитвослов
в саду оставлен на скамейке,
с каким-то турком, пьяным в дым,
на счастье брошенной копейкой
я покидаю светлый Крым
со всеми свежими стихами,
написанными никому
с морскими звёздами, коньками,
заброшенными в глубину.
В холодном утреннем тумане
едва качнулись купола,
ты помнишь девочку в панаме?
Она ведь тоже умерла.
Старая карта, звездная карта
то ли России, то ли Монмартра,
где за аллеями, фонарями -
зимние клёны со снегирями,
водка со снегом и апельсином,
запахи краски и каппучино,
знаки влюблённости одинокой,
трепет души перед встречею с Богом
в старом кафе, в переулке осеннем
то ли в отечестве, то ли в рассеянье...
авг.1999
Утомлён фаворит фараона,
но глазаст и тревожен как лань,
тяжело основание трона,
глубока голубая эмаль.
Без рассудка, без сердца и боли,
с золотым скарабеем в груди
он держал целый мир на ладони
и фасолью отсчитывал дни,
и браслеты на тонких запястьях,
и искусные перстни его
говорят, что не знает он счастья,
выпуская синицу в окно.
Страусиные перья и яства,
сновидения в пряном дыму,
смуглый юноша, проданный в рабство,
на кровавую смотрит луну.
Будет осень и бегство в Египет,
хмель и солнце в раскосых глазах,
золотая держава и скипетр,
виноградники в небесах...
Хорошо над папирусом свежим
тайны смерти открыть со жрецом,
а потом иступлённо и нежно
в плоть войти ритуальным ножом.
декабрь 1999
Москва, Москва, купель моя.
В Твери же фонари цветные
мерцали мне после дождя,
где мы признались как впервые
в любви. И разной ерундой
набит стола последний ящик,
но веет из него весной
влюбленной и животворящей,
а дальше купола сквозь дождь
и сотни свечек на кануне,
хоть почерка не разберешь,
но всех помянешь как бы втуне,
скороговоркой, впопыхах,
в последних, может быть, молитвах,
вот так запряталась в кустах
в мой рай старинная калитка...
Дмитрию
Горячий шоколад ничем не горячей
твоих осенних школьных поцелуев,
когда на каждый торт 16 есть свечей,
и их сентябрьский ветер не задует.
январь 2000
"Всё то же в Вас очарованье",
и Тютчев с ласточкой, и осень -
моя любовь, моё дыханье,
созвездий золотые гроздья.
Мне кажется, что Ваше детство
я знаю наизусть, как будто
на даче где-то, по-соседству
однажды мы встречали утро.
В моей судьбе сквозят пробелы,
в Вас та же юность, та же свежесть,
как незаметно всё сгорело,
в душе осталась только нежность.
Уроки музыки? Уроки
калитки, растворённой в вечность,
и вдруг, у смерти на пороге -
любовь, рассеянность, беспечность.
...и в этом головокруженье
пошли мне силы, Царь небесный,
пропасть в сиянии осеннем,
стать просто голосом из бездны.
В отсыревшей шинели ты пишешь письмо,
а я умер
в тёмной Вене, в старинном отеле,
в прокуренном трюме.
Улыбался портье,
пить вино приглашая швейцара,
а я умер во сне,
избавляясь от страшного дара
и бежал босиком по музею ночного Стокгольма
с гардеробным своим номерком,
и уже мне не больно.
Тополя прошумели в тени золотого собора,
а за вас мы молились келейно, Содом и Гоморра.
Ты мне пишешь письмо,
а я умер вчера на рассвете,
улетая в окно
на серебряном велосипеде.
Почту Карлсон носит
над всей черепицей Стокгольма
и варенья не просит
от маковок Первопрестольной;
свечи в осень горят,
и прекрасна последняя осень,
а на небе растет виноград -
золотистые гроздья,
снова хрупкость теней,
фонари,
золотые аллеи,
разговоры детей
и в замёрзших бутылках метели,
я писал о любви
полушёпотом и громогласно,
оставаясь в тени,
дожигая лампадное масло;
разговоры с Тобой в грязных тамбурах,
тёмных трактирах,
Боже мой, Боже мой,
отрекаюсь от всех арлекинов,
от опасной игры заклинаний шута и гетеры,
от соблазнов луны
и слияния Марса с Венерой.
В жизни очной,
и даже заочной - post scriptum
есть момент ставки очной
с воронежским митрополитом.
Мне - морозные звёзды
над старою Тверью из соли,
сохрани этот воздух в старинном зелёном флаконе,
тонкий яд в полом перстне
и хлыстик в дубовом комоде,
мир тем паче чудесней,
когда чудеса старомодней.
Осень - время молитвы,
свершений и милости Божьей,
дивный скрип манускрипта -
и снова мурашки по коже.
Ты мне пишешь письмо
под фонарик в вагоне плацкартном,
а я умер смешно
в благовониях смирны и нарда...
...ветерок в детской спальне,
дождливые виолончели,
казус нотариальный:
кому завещать привиденье
в нашем доме, исполненном света
и воздух кленовый?
Помнишь, в прошлое лето
от мироточивой иконы
разливался такой аромат по веранде и спальне,
а ребята играли в солдат
и лимоны бросали?
В полуспальном вагоне
чернила венозные стынут,
почта есть в чистом поле -
солдатская почта навылет,
а я умер, такое бывает,
бывает не часто,
ветер тучи гоняет,
стекает лампадное масло...
говори
говори
в эту осень со мной и со всеми
фонари
фонари
фонари
золотые метели
и канадские клёны
закаты
и красные вина
нет смешнее влюблённых
и верности их лебединой
Мальчик в небо ушёл
с бескозыркой и плюшевым мишкой,
пей свой лёгкий крюшон,
не читай мои бедные книжки.
Ты мне пишешь письмо золотое,
а я уже умер
в старой Вене,
в старинном отеле
не без полнолунья
и хотел бы вернуться сейчас
в светлый терем высокий
с осознаньем, что Бог меня спас
продолжать эти строки...
........................................................
Post Scr. апрель 2000
Just say to you,
just say: flamboyant garden
& Russian spy
& music in the arch...
Forget me not.
Forget about London.
Не плачь.
В МЕТРО ПАРИЖСКОМ
Вполоборота обернувшись
в метро парижском, я увижу
на звёздном фоне лимузин
и розы красные, и осень
московскую. И ты так мягко
мне улыбнулась, прошептав:
- Ты убежалъ за райской птицей,
но птицы райскiя незримо
всегда летели за тобой.
И в тихом баре угорая
среди других сердец разбитых
я видел ветреный ландшафт
другой страны в сиянье рая
(как бы предчувствие победы
над чувствами). Я растворён
в твоих слезах, твоих молитвах,
в дождливых огоньках вокзала:
перрон пустынный,ржавый поезд,
цветы в неоновой слюде
и привкус медного оркестра
с сухим вином и мандарином...
Пригожие поварихи и развратные женщины,
сентиментальные путешественники, адресаты писем,
неимущие князья, помещики средней руки
(скучающие коптители неба)
чувствительные и легкомысленные провинциальные девушки,
чистые юноши, дворяне, отъявленные негодяи,
масоны, актрисы и монахини,
загадочные незнакомки и таинственные вдовы,
подполковники, подверженные страстям и заблуждениям,
помещики, двуличные чиновники-взяточники,
какие-то тетушки-благодетельницы,
капитаны-исправники, пьяницы, игроки и моты,
мещане с канарейками под иконами,
старые генералы, влюбляющиеся в молоденьких,
экономки, дурочки и дурнушки,
отставные солдаты, священники, ротмистры,
образованные и приятные мошенники,
кузины, московские кокетки,
квартальные надзиратели, любители театров,
претенденты на наследство, делопроизводители,
ростовщики, преданные слуги,
колдуны и разбойники, набожные женщины,
кабинет-министры, обер-егермейстеры при дворе,
именитые бояре, хитрые царедворцы,
генерал-адъютанты, вице-канцлеры, фельдмаршалы,
премьер-майоры из симбирской деревни,
кавказские пленницы и пленники,
цыганки, придворные поэты,
беглые каторжники, ротмистры гусарских полков,
педантичные немцы, штабс-капитаны, пожилые вояки,
светские красавицы с маменьками,
вежливые коллежские советники приятной наружности,
глуповатые лакеи, кучеры, любители водки и разговоров,
губернаторы, почтмейстеры, председатели гражданской палаты
(все заядлые картежники),
купцы и миллионеры,
отставные генерал-майоры с недалекими женами,
крепостные дворовые любовницы,
честные уездные лекари, хитрые француженки-приживалки,
тетки с независимым нравом,
болезненные тонкие юноши, страдающие чахоткой,
юродивые, блаженные и карлицы,
грубые купеческие сыновья с широкой душою,
обесчещенные опекунами страдающие натуры,
вздорные генеральские вдовы,
люди со связями и положением,
музицирующие художницы,
рассудительные веселые сестры,
лидеры левых настроений, основательные мыслители,
престарелые фрейлины, экзальтированные натуры,
вечные студенты, гувернеры и горничные,
незаконнорожденные развращенные девицы,
старообрядцы, плотники, приказчики,
либеральные профессора,
самоотверженные протоиереи и дьяконы,
акцизные эмансипированные чиновницы
с революционными убеждениями,
бесхарактерные князья, ветренные и влюбчивые,
потомственные дворяне, сидящие в деревне,
гимназические учителя с сожительницами,
товарищи по бильярду, картам и выпивке,
благонравные старушки,
женственные стеснительные гимназисты,
просто люди свободных убеждений,
поручики и ротмистры с лобовым юмором,
студенты, сосланные за партийную деятельность,
нигилисты длинноволосые, грязные,
развратные петербургские чиновники,
сенаторы, революционеры-террористы,
провокаторы из охранки,
купеческие сыновья на стороне революции,
беспощадные и жестокие большевики, кожаные красавцы,
рабочие, надутые самогоном,
идейные сапожники,
советские барышни, ежемесячно делающие аборты,
влюбленные анархисты-коммунары,
болтающиеся без дела молодые люди, приживальщики,
неудачники-философы, работающие в общепите,
публицисты, драматурги, писатели,
политические деятели,
министры Временного Правительства,
участники народнического движения,
футуристы, инженеры, библиофилы и летчики,
литературные критики, оперные певицы,
великие комбинаторы, плуты, советские жулики,
агрономши, провизоры, завхозы,
слесари-интеллигенты, продавцы спичек,
архивариусы, председатели Старкомхоза,
фанатики трамвайного движения, бывшие дворяне,
молодожены в общежитиях,
сочинители куплетов и подписей к карикатурам,
советские борзописцы, сочинители-графоманы,
работники авангардистского театра,
бродяги и отшельники, метеорологи,
комсомолки, планеристки, энтузиастки,
лейтенанты, матросы, пулеметчицы,
коректоры, переводчики, водолазы, археологи,
большевики, командиры кораблей,
усыновленные сироты, крестьяне, мастера на все руки,
рабочие-коммунисты, уполномоченные из района,
попы-расстриги, красные бойци и командиры,
бывшие анархисты, бывшие офицеры Белой армии,
борцы с мещанством, безбожники, атеисты,
шахматисты, интеллигенты в третьем поколении,
евреи-социалисты, рабочие парни-гуляки,
сыновья железнодорожников,
редакторы толстых журналов, беллетристы,
купеческие сироты, финдиректора, администраторы,
бухгалтеры, склочники-обыватели,
фельдшерицы, врачи-психиатры,
наушники и доносчики, чекисты и домработницы,
простоватые казаки, вставшие на сторону красных,
хуторская беднота, машинисты, знахарки,
красные командиры, комиссары и комиссарши,
боевые товарищи, начальники штабов, командиры батальона,
пропустившие свою смерть эмигранты,
рассеянные ученые-биологи, вечные неудачники,
хозяева явочных квартир, дипломаты,
доценты-филологи, бывшие коммунисты,
физики, математики, инженеры,
работяги со сложной судьбой, аспирантки,
правозащитники, диссиденты,
бизнесмены, бандиты, убийцы, нищие люди...
дек 2001
Ночь кромешная. Сирени
капли золотые,
в витраже стихотворенья
свечи плыли;
жизнь прошла почти секретно,
рукопись истлела,
Галлилеева комета
пролетела;
братья темные монахи,
матушки-сестрицы,
дайте гербовой бумаги
расписаться птицей;
где-то в космосе осеннем
звяканье кадила,
Иоанна Откровенье
на стекле застыло;
страшно жить в таких потёмках,
но Христос воскресе.
Брат Иван, сестра Алёнка,
помолитесь вместе...
дек 2001
Ты приходишь в крокодиловой портупее и в золоте,
достаёшь из портфеля партитуры -
как ты нашла меня в этом городе,
где на фонарях повисли лемуры?
Мы рисуем с тобой осеннюю Голландию,
влюблённых мальчишек в слезах и пилотках,
или смуглого юношу с ланью,
молодых монахов на лодках,
старых кокеток с янтарными мундштуками,
лесника у костра с контрабасом,
странных животных за облаками
и повара с жареным дикобразом.
Ты приходишь с медью и кристаллами
из ледяной спальни, из лисьей норки,
твоя голова гудит вокзалами
Парижа, Лондона и Нью-Йорка,
на золотых цепях чёрные пантеры
рвутся в звёздные ночи, цветут жасмины,
и в отеле Savoy тяжёлые портьеры
пахнут косметикой Эвелина.
А я всё еще мечтаю о тайном знании,
и по ночам снится Египет
с пальмовым спиртом, голубой эмалью,
но иногда вспоминаю осенний Липецк.
Женщина, женщина, моя пижама,
жемчуга, жемчуга, хрусталя и света!
Где твои скипетр и держава,
где твоё подмосковное лето,
девочка с влажной сиренью, с книгами,
выпускница, мечта птицелова -
бежишь по Европам с безумным Калигулой,
как Вам в Лондоне, миссис Орлова?
Ты пишешь в письмах "...осень у нас теплее,
редкие ливни и снега зимой не будет,
старый баркас на пляже в зелёной пене
и выставка в церкви "Орнамент на кельтской посуде".
Ничего скучнее нельзя представить.
Беспочвенно пьянство. Любовь безотчётна.
Нам изменяет родина или память,
и береста к писанию непригодна.
Ночью вырулю на набережную, к лагунам,
в ирландском погребе приму грамм двести
и буду гнать по дорожке лунной
за путеводной звездой, до границы в Бресте.
...а ты приезжаешь ко мне на уикенды,
без неприязни,
но основательно тает под нами льдина.
Сегодня закончился
русский фольклорный праздник,
завтра поедем в Клэктон кормить дельфинов.
Я буду просто пить вино
в бульдожьей брайтонской таверне -
не с корабля, но я давно
нетвёрдо прохожу по тверди,
и осень здесь знакома мне -
такие праздничные ризы.
Я прохожу по тишине,
как будто делая эскизы,
и точно так же по ножу
стекает водка в сок томатный,
я это небо распишу.
Как очередью автоматной.
С вином и розами ко мне
приходит арлекин осенний,
ведь мы живём в другой стране,
и мальчик встанет на колени.
Жар. И в малиновом поту
проходят ночи в синем дыме,
стекает сок по животу,
бананы прыгают живые -
я подарю тебе банан,
наручники, жокейский хлыстик,
пусть загорелый капитан
на юнгу сладким ядом брызнет,
я буду капать на тебя
горячим воском, тёплым мёдом,
звенело кубиками льда
вино, размешанное с потом -
я пью хорошее вино,
я просто пью, люблю и верю
в своё весёлое кино,
в свои осенние деревья.
Мой Арлекин идёт к столу
в потёртых джинсах и бейсболке,
и мастурбируют в углу
бритоголовые подонки.